Чем грозит бизнесу попадание в санкционные списки
Закон Украины о санкциях был принят на злобу дня в 2014 году и абсолютно оправдано создавался как документ, направленный на защиту национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности страны. Однако минувшие годы повернули его уже в несколько ином направлении. Пребывая в адвокатуре, которая как лакмусовая бумажка отпечатывает все государственные изъяны, сегодня с уверенностью могу сказать, что закон о санкциях незаметно превратился в обычное явление конкурентных войн бизнеса в стране.
Украинские предприятия, ни разу не попадавшие в санкционный список, недооценивают опасность данных мер. На первый взгляд, обычный закон, который создан с целью предотвращения угрозы национальным интересам и безопасности Украины, таит в себе много скрытых "возможностей" для конкурентов.
Первое, что следует из списка ограничений — это, безусловно, невозможность использования собственного имущества и ограничение в торговых операциях. Достаточно неплохой удар в финансовый бок бизнеса, согласитесь. Еще один рычаг воздействия на предпринимательскую среду — это ограничение по управлению капиталом, отмена лицензии на необходимый вам вид деятельности, а также запрет на использования телекоммуникационных сетей общего пользования. Невозможность оперировать собственными финансами пошатнет работу и существование любой компании — это один из самых выгодных путей устранить ненужного конкурента.
Особым видом санкций в ближайшее время может стать запрет на участие в приватизации или аренде госимущества. Хочется верить, что процесс приватизации в нашей стране будет происходить прозрачно и открыто, однако эта норма, по большому счету, может застопорить любую компанию, которая принимает участие в установленной процедуре. Остановить неугодного игрока в данном случае будет очень просто.
Кто-то может возразить, что, мол, от агрессора спасаемся, предотвращая нежелательную скупку государственных активов, и будет прав, но только законодательство о приватизации уже содержит такие ограничения для страны-агрессора, а закон о санкциях говорит о любой стране.
Стоит также отметить и запрет на осуществление инвестиций, на ввоз и вывоз из Украины валютных ценностей, на увеличение размера уставного капитала, прекращение действия торговых соглашений и промышленных программ в определенных сферах, ограничения в передаче прав на объекты интеллектуальной собственности, запрет въезда на территорию Украины и много других видов санкций, которые прямо и существенно влияют на деятельность любой компании.
Учитывая тот факт, что вышеупомянутые нормы носят абсолютно хозяйственный характер, и принимая во внимание совершенно не системный подход к формированию санкционных списков Совета национальной безопасности и обороны Украины, можно прийти к выводу, что данный закон стал механизмом борьбы между конкурентами на тех или иных рынках, задействовав привычный родной Украине механизм административного ручного управления.
Обратим внимание еще на одну деталь — процедуру применения санкций. В данном процессе участвуют два главных органа — Служба безопасности Украины и Совет национальный безопасности. Первый — аккумулирует доказательственную базу, либо опровергает ее для СНБО. Совет национальной безопасности и обороны Украины — взвешивает и анализирует все поступающие документы. По сути, совершает работу, от которой зависти итог всей санкционной процедуры. Что же получается? Сегодня "казнить или помиловать" решают органы, которые, в первом случае, стали Меккой коррупционности и абсолютного ручного управления, а во втором, учитывая затянутость военных действий в нашей стране, — вообще ставят под вопрос рациональность своего существования.
В дальнейшем материалы, полученные в ходе сбора данных, невозможно опротестовать. Администрация Президента получает документы от СНБО и выдает Указ о санкциях, заключая еще одну порцию предприятий в заложники. Безусловно, речь не идет об абсолютной необоснованности, но ежегодно списки содержат примеры конкурентных войн, а "особые люди" вокруг Администрации уверенно предлагают большим игрокам рынка — "давайте их список", говоря о конкурентах.
Стоит отметить, что в нашей стране не было ни одного успешного эпизода обжалования указа Президента о наложении санкций. Иски, поданные против первого лица государства — автоматически становятся политическими. Их зазорно слушать, страшно выносить правосудное решение, а что делать с пачкой поданных доказательств, рвущих в клочья логику СБУ и СНБО… так ведь совсем можно лишиться судейского мундира.
Следует также добавить, что период плодотворного наложения санкций совпал с реформированием судебной системы, и в первую очередь Верховного суда. Именно в этом высшем судебном органе, который сегодня находится под пристальным вниманием всей юридической общественности, как результат именно президентской судебной реформы, слушаются дела по обжалованию указов Президента. Конечно, мы верим в непредвзятость, но количество прецедентов говорит само за себя — процедура оспаривания не имела пока никаких шансов на успех.
Проработав много дел с попытками выйти из санкционных списков, как адвокат приходишь к выводу, что путь выхода из них пока только один. Следуя в направлении "правильного маршрута" мы оставляем всякую попытку обжалования конкретного указа Президента и берем период длинною в год для сбора дополнительных доказательств и опровержений, чтобы через год подать их в СНБО и опровергнуть статус. Единственный способ защиты в нашей стране — это не попасть в списки повторно. Привычное "обжалование" и "защита своих прав в суде" звучит уже совсем не по-адвокатски.