Кошелек в телефоне: как мобильные операторы покоряют рынок финансовых услуг

16.08.2019 5:23

Кошелек в телефоне: как мобильные операторы покоряют рынок финансовых услуг

Мобильный оператор "Киевстар" во вторник, 4 сентября, презентовал свою собственную платформу мобильных платежей и денежных переводов "Смарт-Гроші". Еще в ноябре прошлого года дочерняя компания "Киевстара", ООО "Стармани" получила от Национального банка Украины статус оператора платежной инфраструктуры, что дало компании фактически "зеленый свет" на рынок финансовых услуг.

Как рассказал журналистам начальник департамента мобильных финансовых услуг "Киевстара" Тарас Горкун, еще в 2013 году компания запустила услугу "Мобильные деньги" с помощью партнеров и увидела большой спрос на нее. В частности, за 5 лет услугой воспользовалось более 1 млн абонентов оператора. Теперь же, после получения всех необходимых от государства разрешений, компания запустила свою собственную платформу финансовых услуг

В чем суть платформы?

"Смарт-Гроші" представляют собой мобильный кошелек, который позволяет как осуществлять платежи, а также переводы как с карты на карту, так и между мобильными счетами. С помощью этой платформы абонент оператора сможет пополнять свой мобильный счет, платить за сервисы (на данный момент доступно 3 тыс. сервисов — ред.), переводить средства со своего мобильного счета на карту, а также осуществлять QR-платежи и иметь возможность привязать карты в Masterpass (цифровой кошелек Mastercard).

Партнерами данного проекта выступили платежная система "Простір" (электронные деньги Национального банка — ред.), а также компания Idemia, осуществляющая процессинг. Услуга на первом этапе будет доступна абонентам предоплаченной связи, у "Киевстара" таких более 90%. Позднее в компании рассчитывают начать предоставлять такую услугу и для своих контрактных абонентов. В то же время услуга будет не доступна для юридических лиц, так как в "Киевстаре" не хотят, чтобы ее использовали "в схемных операциях".

На данном этапе компания не планирует взимать комиссию с абонентов за три услуги — за пополнение мобильного счета, за перевод средств с мобильного счета на другие мобильные счета и за перевод с мобильного на банковские карты. Такой "аукцион невиданной щедрости" точно продлится до конца декабря, затем в компании обещают подумать продлять ли акцию или вводить комиссию за пользование.

Рекламировать услугу компания планирует с помощью телевизионной и диджитал-рекламы. В частности, на презентации был показан рекламный ролик, который вскоре планируют запустить на общенациональных телеканалах.

В чем видят преимущество?

В "Киевстаре" утверждают, что конкурировать с банками они не будут, а с некоторыми из них даже сотрудничают или собираются начать сотрудничать в ближайшее время. Свое преимущество на этом рынке компания видит в нише микроплатежей, которая зачастую не интересна банкам. Так, предполагается, что единоразово можно провести транзакцию на сумму не более 3 тыс. гривен, а на счету у абонентов может храниться не более 8 тыс. гривен. Почему именно эта ниша? Как пояснил Тарас Горкун, оператор обслуживает 26 млн абонентов и только у половины из них есть смартфоны. Плюс к этому большая часть абонбазы компании проживает в селах, где может просто не быть технической возможности для любых безналичных операций. "Плюс нашего предложения в том, что осуществлять платежи абоненты могут и без смартфонов, с помощью обычных мобильных телефонов путем отправки SMS или через команды USSD", — рассказывает Горкун.

А что у конкурентов?

"Киевстар" не единственный мобильный оператор, кто пробует "играть" на рынке мобильных услуг. Его ближайший конкурент, компания Vodafone Украина, запустила подобную услугу Vodafone Pay в июне прошлого года. Как рассказали изданию delo.ua в пресс-службе оператора с момента запуска услугой воспользовалось около 150 тыс. абонентов, количество проведенных операций составляет более 100 тыс. в месяц, а средний чек — 350 грн. В отличие от "Киевстара", Vodafone запустил услугу в коммерческую эксплуатацию, в частности комиссия за переводы составляет 0,5% + 2,5 грн. В то же время задачи популяризовать услугу, как утверждают в компании, там не ставили пока. "Пока мы ни копейки не вложили в рекламу Vodafone Pay. Начальный этап очень важен для того, чтобы с учетом клиентского опыта довести до совершенства услугу, сделать функционал максимально удобным", — рассказывают в пресс-службе у оператора. В планах Vodafone расширять возможности для расчета в точках приема платежей — как онлайн, так и офлайн, а также инструменты для безналичных платежей.

Не может остаться в стороне и третий игрок рынка мобильной связи — lifecell. Как рассказали delo.ua в пресс-службе оператора до конца 2018 года компания планирует запустить подобную услугу Paycell и сейчас находится в стадии получения лицензии НБУ на перевод средств в национальной валюте без открытия счетов, а также статуса оператора услуг платежной инфраструктуры. После получения лицензии lifecell намерен предоставлять услугу онлайн-оплаты коммунальных платежей, интернета и телевидения, игр, а также смогут погашать кредиты и осуществлять Р2Р-переводы между пользователями.

Зачем мобильным операторам этот рынок

Источник

Читайте также